Что изучает наука криминология

Что изучает наука криминология

КРИМИНОЛОГИЯ

КРИМИНОЛОГИЯ, наука, изучающая преступника и преступное поведение. Криминологи создают теории, объясняющие причины преступлений, и проверяют их разнообразными методами и средствами, в частности социологическими, такими как опрос, статистический анализ, изучение документов, психологическими методами исследования личности преступника и его поведения и т.д.

Криминологические теории помогают сформировать реакцию общества на преступность, показывая пути предотвращения преступного поведения и способы ответа на его проявления.

Объяснение преступного поведения.

Как дисциплина криминология прошла три фазы развития. Сначала криминологи 18 в. провели различие между преступлением и грехом. Сделав это, они допустили возможность нетеологического объяснения преступного поведения, что, в свою очередь, позволило бесстрастно и систематически изучать причины совершения преступления.

Вторую фазу, начавшуюся в 19 в., можно назвать современной криминологией. В этот период криминология выделилась как отдельная специальность новых дисциплин – психологии, социологии, экономики. Формировались криминологические общества и создавались независимые журналы по криминологии. В качестве движущей интеллектуальной силы дисциплины экспериментальная проверка криминологической теории начала замещать теоретизирование. В эту же эпоху возник обширный набор криминологических теорий.

Третью фазу лучше всего назвать независимой криминологией: в 20 в. она начала отстаивать свою независимость от традиционных, породивших ее дисциплин и становиться самостоятельной. Возникали и росли ассоциации профессиональных криминологов, появлялись журналы, разрабатывались различные учебные курсы по криминологии. Криминологические теории становились многодисциплинарными, потому что независимые криминологи стремились понять преступление как таковое, а не изучать его как один аспект одной всеобъемлющей социологической или психологической теории.

Классическая криминология.

С древних времен проблемы преступления и наказания вызывали интерес и споры. К примеру, третья книга труда афинского историка Фукидида содержит обсуждение полезности смертной казни. С приходом христианства вопросы преступления и наказания практически неизменно рассматривались с теологической точки зрения. Особое значение христианская мысль стремилась придать личной ответственности за проступок. Хотя средневековая практика наказаний зачастую была дикой и необузданной, церковь, как правило, оказывала на нее сдерживающее влияние. В произведениях духовенства часто выражалась идея об исправлении и спасении заблудшего грешника как законной цели наказания.

Однако до 18 в. карательная политика (а значит и понимание преступления) не рассматривалась систематически. К этому пришли только после того, как элитарная природа основного уголовного права, регулярное применение пыток и широко распространенное обращение к смертной казни и другим жестоким и унижающим мерам наказания подверглись критики. Эти злоупотребления стали объектами сатиры философа Монтескье, драматурга Вольтера и других авторитетных авторов. Но наиболее значительным в 18 в. вкладом в этой области стала работа Trattodeidelittiedellepene (О преступлениях и наказаниях), опубликованная в 1764 Чезаре Бонесаной, маркизом ди Беккариа (1738–1794). В этом трактате Беккариа осудил применение пыток и тайных судебных процессов и выступил за отмену смертной казни. Он также доказывал, что неотвратимость – а никак не суровость – наказания является более эффективным сдерживающим уголовное преступление средством и приводил убедительные доводы в пользу соразмерности наказания серьезности преступления.

В Англии реформатор и философ Иеремия Бентам (1748–1832) предложил кодификацию уголовного права, основанную на принципе утилитаризма: наибольшая польза – наибольшему числу людей. Он нападал на неразвитость процедур уголовного суда и чрезмерную суровость наказания, предписанную уголовным правом. Многие идеи Бентама внес в парламент сэр Сэмюель Ромилли. Усилия Бентама и Ромилли заложили фундамент правовой реформы, проведенной уже следующим поколением правоведов.

Эффективность этих усилий подтверждается тем фактом, что в начале 19 в. в Англии смертной казнью наказывались 250 видов преступлений, а к 1861 их число сократилось до четырех.

Работа реформаторов права 18 в. не создала организованной совокупности знаний о причинах и условиях совершения преступлений, но послужила интеллектуальной базой криминологии. Беккариа, Бентам и их последователи сделали преступление и преступников привычными объектами научного исследования.

Современная криминология.

В 19 в. при изучении преступления начали использоваться концепции и технологии быстро развивавшихся биологических и поведенческих наук. Впервые были разработаны типологии преступления и преступников, сделаны попытки отождествления образцов этих типологий с различными биологическими, психологическими и социальными характеристиками преступников. Заслугу основания современной научной криминологии, как правило, приписывают так называемой итальянской школе и работам трех главных ее представителей – Чезаре Ломброзо, Энрико Ферри и Рафаэлю Гарофало.

Итальянская школа криминологии.

Ломброзо утверждал, что преступники относятся к особому физическому и биологическому типу человека. Истинного преступника можно распознать, наблюдая определенные физические особенности или дефекты, к которым относятся удлиненная нижняя челюсть, асимметричный череп и другие заметные признаки. Согласно Ломброзо, эти черты не являются причиной преступного поведения, а лишь обнаруживают врожденную склонность к преступлению; ей можно сопротивляться только при самых благоприятных социальных условиях. Ломброзо учил, что склонность к преступлению есть атавизм, реверсия к более примитивному состоянию развития человека. Первое издание самой важной работы Ломброзо L’uomodelinquente (1876, Преступный человек) привлекло огромное внимание, потому что оно продемонстрировало осуществимость по-настоящему научного изучения преступного поведения.

Энрико Ферри (1856–1929), ученик Ломброзо, принял утверждение своего учителя о существовании преступного типа. Однако Ферри уделял внимание не только врожденной ненормальности как знаку будущего преступления. Он рассматривал тенденции изменения населения, религию, природу семьи и другие социальные факторы. Ферри тщательнее проработал классификацию преступных типов и включил в нее прирожденного или инстинктивного преступника, душевнобольного преступника, преступника по страсти, невольного преступника, случайного преступника и привычного преступника. Последние два типа представляли менее «прирожденных» преступников по сравнению с плодами неудачных семей или окружающих обстоятельств. Объединение социальных факторов с врожденными дефектами при объяснении преступного поведения существенно расширило сферу криминологии.

Главным вкладом Гарофало (1851–1934) в современную криминологию стало понятие «естественного преступления». Истинное преступление, утверждал он, это такое поведение, которое независимо от среднего уровня морали в обществе оскорбляет основные альтруистические чувства человека. Если другие типы поведения могут по закону регулироваться карательными мерами, говорил Гарофало, то естественное преступление требует особой заботы криминологов. Истинный преступник, следовательно, это тот, кто лишен основных альтруистических чувств, вроде сострадания и честности. Гарофало считал эти недостатки органическими или врожденными, а истинного преступника – особым биологическим или психическим типом. Правда, Гарофало признавал, что некоторые формы преступного поведения могут поощряться социальными условиями и обстановкой.

Итальянская школа внесла ценный вклад в криминологию, так как она побудила мысль и способствовала появлению новых трудов о преступлении и преступниках. Кроме того, итальянская школа сфокусировала внимание на преступнике как подходящем объекте изучения, чего недоставало реформаторам 18 в. Наконец, деятельность итальянской школы положила начало полемике «естество против воспитания», ставшей главной темой на всем протяжении развития современной криминологии.

Криминология в США.

Вскоре интерес к европейской криминологической теории и литературе проявился в США. Возможно, самым важным событием на первом этапе развития научной криминологии в США стала национальная конференция по уголовному праву и криминологии, состоявшаяся в 1909 в Чикаго. Ей обязан своим созданием Американский институт уголовного права и криминологии, который взялся за перевод нескольких важных европейских трудов, ранее не доступных для читающей по-английски аудитории. Криминология стала признанной подобластью обучения и исследований во многих университетах США, общественных и частных исследовательских организациях.

Если не считать итальянской школы, то развитие современной криминологии главным образом происходило в США. Всю первую половину 20 в. в криминологических теориях и исследованиях господствовали психология и социология. Теории преступного поведения воспринимались как боковые ветви более общих психологических и социологических теорий. Так, например, теории, объясняющие преступное поведение социальной дезорганизацией районов внутри городских центров, рассматривались как части более общих теорий экологии человека в процессе урбанизации. Те же общие теории применялись для объяснения распространения других социальных проблем, например, психических заболеваний. Борьба за преобладание криминологии привело к созданию собрания эклектичных, среднего уровня теорий о преступном поведении, основанных на очень различных дисциплинарных предположениях. В конечном счете, социологии пришлось уступить образовавшееся поле криминологии в США, тем более что работы по криминологии, в основном, были выполнены социологами, а большинство популярных теорий подчеркивали роль социальных факторов в поощрении преступного поведения.

Читайте также:  Когда можно выписать умершего человека из квартиры

Преобладание установившихся дисциплин общественных наук в эволюции криминологии в США также повысило значение практики по сравнению с теорией. Представители итальянской школы и их последователи в Европе очень мало занимались проверкой на практике своих теорий. Ученые в Европе придерживались классических методов дедукции и аргументации. В США в социальных науках был принят несколько иной подход при построении теории, в котором сбору и анализу данных по социальным причинам преступного поведения уделялось значительное внимание.

Главные изменения в американской криминологии произошли в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Криминология начала выходить из тени более установившихся общественных наук и становиться самостоятельной дисциплиной. Главным образом, такое развитие стало возможно благодаря выделению правительством средств на криминологические исследования и статистику.

Эволюция криминологии по направлению к независимости освободила ее от господства социологии. Теории преступного поведения стали опираться на многие дисциплины и учитывать самые разнообразные причинные факторы, в т.ч. биологические, психологические и социологические. Упор на экспериментальную проверку теорий, сделанный еще в эпоху современной криминологии, получил поддержку от новых технологий. Широкомасштабная виктимизация (регистрация потерпевших), самоотчеты о правонарушениях и другие исследования предоставляли информацию о преступлении и преступниках независимо от полиции и исправительных учреждений. В согласии с новой многодисциплинарной природой криминологии общественные и частные фонды поддерживали образование объединений исследователей с целью сбора данных для поддержки практической проверки теорий, порожденных разными дисциплинами. Одна такая попытка, «Проект развития человека» в окрестностях Чикаго, была начата в 1994 Фелтоном Эрлзом, детским психиатром из Гарвардской школы здравоохранения, и Альбертом Рейссом-младшим, профессором психологии Йельского университета. Была поставлена задача в течение восьми лет наблюдать за 11 тыс. детей и определить, что привлекает некоторых из них к преступлению, насилию, употреблению наркотиков и другим видам антиобщественного поведения, в то время как их сверстники выбирают более продуктивные пути.

Криминология в России.

Мотивы и причины преступления издавна занимали умы выдающихся мыслителей Российской Империи. Эти вопросы, а также критика порождающего их общественного строя, поднимались в трудах А.Н.Радищева, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Ф.Н.Достоевского, Л.Н.Толстого и др. писателей и публицистов.

Собственно криминология стала развиваться в России как отрасль классического уголовного права в начале 20 в. Первый кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы возник в Саратове в 1922. В следующем, 1923, в Киеве, Москве, Одессе и Харькове открылись кабинеты по изучению личности преступника.

В 1925 при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) был создан Институт по изучению преступности и преступника. Однако криминология как регулярная дисциплина, курс которой стал обязательным для изучения студентами юридического факультета МГУ, оформилась лишь в 1964. Одним из ученых, внесших существенный вклад в разработку теоретической базы криминологии как самостоятельной науки, стал советский юрист А.Б.Сахаров (1919–1997).

В СССР интенсивно исследовались причины преступности, возможности ее предупреждения, проблемы виктимологии, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений и преступлений, совершенных по неосторожности.

В 1990-х была создана Российская криминологическая ассоциация и Союз криминалистов и криминологов, а также центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске. Российские исследователи направили свое внимание на такие вопросы, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т.д. Отечественная криминология продолжает свое развитие в русле мировой науки.

Причины преступления.

Возможно, особое значение в современной научной криминологии уделяется причинности преступления, и это резко отличает современную криминологию от «классической», развитой в трудах Беккариа, Бентама и других реформаторов права. Классические криминологи в первую очередь заботились о том, чтобы покончить с жестокостью и неравенством, добиваясь ограничения власти правительства. Они предполагали, что преступное поведение является результатом рационального выбора преступника, и считали возможным остановить преступление скорым и уверенным применением наказания, которое должно связать с таким поведением мучительные и непривлекательные последствия.

Объяснения преступления рациональным выбором не преобладают в теории современной криминологии. Вместо этого преступное поведение объясняется мотивировкой к совершению преступления и социальным фоном, позволяющим человеку следовать преступным наклонностям. Преступная мотивировка появляется в результате действия одного или нескольких факторов, полный набор которых столь велик и разнообразен, что современным теориям причинности преступления не удается ввести достаточно точную его классификацию. Тем не менее, в практических целях эти теории можно отнести к одной из трех категорий: теории, объясняющие преступное поведение биологическими или врожденными изъянами преступника; теории, связывающие преступление с психологическими факторами и психическими расстройствами; и теории, связывающие преступление с факторами окружения и социальными факторами. Криминологи имеют, конечно, теории множественной причинности, совместно рассматривающие факторы из этих категорий.

Криминологию часто критикуют за то, что она представляет собой не одну унифицированную теорию, а множество соперничающих. Так как преступность не является единым понятием, возможно и должно быть несколько теорий, для каждого различаемого преступления – своя. Преступления против собственности могут наилучшим образом соответствовать одной теории, сексуальные преступления – другой, серийные убийства – третьей и т.д. Некоторые теории могут выделять биологические источники преступной мотивировки, другие – социологические корни, еще одни – психологическое происхождение. Так как криминология стала в большей степени независима от установившихся дисциплин, появляется возможность создавать более частные теории преступности общего применения.

Криминология

Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen — преступление и др.-греч. λόγος — учение) — социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл [1] в 1879 году французский антрополог Поль Топинар; до этого употреблялся термин уголовная социология [2] . В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Рафаэле Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Криминологию следует отличать от криминалистики.

Учёный, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

Содержание

История криминологии [ править | править код ]

Историю развития криминологических идей можно разделить на четыре основных этапа [3] :

  • Классический период — вторая половина XVIII века — последняя 1/3 XIX века
  • Позитивистский период — конец XIX — начало XX века
  • Плюралистический период — первые 2/3 XX века
  • Гуманитарный период — вторая половина XX века — по настоящее время.

В новейшей истории криминологии в СССР и далее в возникших в его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего века, различаются четыре ниже охарактеризованных этапа [4] .

Детерминистический этап (1960-е — первая половина 1970-х гг.) характеризуется формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.).

Плюралистический этап (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа — Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем — Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии — А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа — Я. И. Гилинский и др.).

Читайте также:  Выход на пенсию у полицейских

Либеральный этап (1980-е — 1990-е гг.). Слово «либеральность» происходит от латинского «liber» — свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так, сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания [5] ]. Политическая криминология вышла на постановку вопроса о преступности государственной власти, в частности, в связи с осуществлением в СССР красного террора в ленинском, а затем сталинском его проявлениях (Я. И. Гилинский, В. В. Лунеев, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Шестаков и др.).

Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности (Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Ю. С. Апухтин, А. П. Данилов и др.).

Украинский учёный А. Н. Костенко разрабатывает концепцию «натуралистической криминологии» — то есть криминологии, основанной на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией преступность рассматривается как проявления воли и сознания людей, состоящие в нарушении природных законов социальной жизни, присущих данному обществу и отраженных в действующем уголовном законодательстве. Преступник — это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные законы общественной жизни людей и потому запрещенного уголовным законодательством. Любое преступление — это проявление «комплекса своеволия и иллюзий», образовавшегося у человека под действием определенных жизненных обстоятельств, которые следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии» А. Н. Костенко развивает основной тезис классической криминологии, сформулированный Ч. Беккариа, следующим образом: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».

Методика криминологии [ править | править код ]

Методика криминологических исследований — это система конкретных способов, приёмов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования её развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности [6] .

В криминологии преимущественное распространение получили следующие методы:

  • Статистические методы, с помощью которых исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей [7] .
  • Анкетный метод, который позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода — в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса.
  • Метод интервью, который позволяет при определённых условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Применяется для углублённого изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения.
  • Метод тестирования, который применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий: для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т. д.
  • Социометрия, с помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношении, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т. п. В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.)
  • Документальный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документации: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т. д.).
  • Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.
  • Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений.
  • Эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т. п.).

Элементы [ править | править код ]

Общая криминологическая теория включает в себя теорию преступности и теорию противодействия преступности.

Частная криминология исследует определённые типы преступности: корыстная преступность, насильственная преступность, политическая преступность, — и виды массового преступного поведения: организованная преступная деятельность, коррупция, экологические преступления, неосторожные преступления, преступления несовершеннолетних и против несовершеннолетних и др.

Криминологические отрасли исследуют преступность основных социальных подсистем (институтов) и (или) противодействие преступности средствами этих социальных подсистем (институтов) — семейная криминология, экономическая криминология, политическая криминология, религиозная криминология, криминология закона, криминопенология, криминология СМИ, экологическая криминология. [8] .

Предмет изучения криминологии включает в себя четыре основных элемента:

  • преступность — изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

В криминологии употребляется также введённое школой преступных подсистем (невско-волжская школа криминологии) семантическое определение преступности (Д. А. Шестаков), согласно которому преступность рассматривается как свойства человека, социального института, общества отдельной страны, глобального общества воспроизводить множество опасных деяний, проявляющееся во взаимосвязи множества преступлений и их причин, поддающееся количественной интерпретации и предопределяющее введение уголовно-правовых запретов.

По поводу семантического определения преступности существует обширная полемика (А. И. Долгова, А. П. Данилов, Г. Н. Горшенков, С. М. Иншаков, Е. И. Каиржанов, И. И. Карпец, П. А. Кабанов, Т. В. Константинова, Н. Ф. Кузнецова, И. М. Мацкевич, И. А. Носкова, Б. К. Сыздык, и др.).

Соответственно семантическому подходу исследуются преступность семейной сферы — семейной криминологией, преступность экономики — экономической криминологией, преступность политической сферы — политической криминологией, преступность средств массовой информации — криминологией СМИ, преступность законодательной сферы — криминологией закона.

  • личность преступника, рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путём совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);
  • причины и условия преступности (детерминанты преступности) — изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;
  • предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.
Читайте также:  Срок составления протокола судебного заседания

КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ. СВЯЗЬ КРИМИНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

В результате изучения материала данной главы обучающийся должен:

  • • основы криминологической науки;
  • • криминологов, внесших значительный вклад в развитие криминологии, и их труды;
  • • определять границы предмета криминологии, ее задачи и функции, взаимосвязи с другими дисциплинами;
  • • обосновывать ее практическую значимость;

• определения криминологически значимой информации и достоверных источников ее получения.

Наука криминология и ее предмет

Термин «криминология», буквально означающий «учение о преступлении», происходит от сочетания латинских слов «crimen» (преступление) и «logos» (учение). Первое его применение относится к концу XIX в. итальянским ученым Рафаэле Гарофало (1851—1934), назвавшим таким образом свою книгу. Такое определение дает общее представление о круге вопросов и социальных явлений, которые изучает рассматриваемая наука.

Поскольку преступление и преступность являются социальными явлениями и порождаются такими явлениями, ее относят к социальным наукам 1 . Некоторые ученые считают криминологию наукой правовой [1] [2] . С этим трудно согласиться. Составные элементы ее предмета — преступность, личность преступника, причины и условия преступности — не правовые категории.

Стимулом научного поиска в области криминологии являются нужды и потребности практики. Образно говоря, практика противодействия преступности создает социальный заказ для криминологии, которая дает основы для организации деятельности по предупреждению преступности и профилактике правонарушений. Именно поэтому криминология не ограничивается теоретическими исследованиями проблем борьбы с преступностью, а затрагивает широкий круг вопросов, связанных с практикой их решения. Криминологический материал, особенно прогностического характера, служит одновременно ориентиром при разработке системы профилактики правонарушений в целом, а также с учетом особенностей различных сфер практической деятельности.

Криминология, давая теоретическое объяснение сущности и закономерностям преступности как социального явления, вырабатывает меры по ее предупреждению. Именно на основе криминологических знаний разрабатывается государственная политика в области предупреждения преступлений, исходя из которой определяются направления и уровни предупредительной деятельности, ее социально-экономические, организационные и правовые основы, система субъектов предупреждения и механизмы их функционирования, формы и методы профилактической работы. Кроме того, криминология изучает результаты внедрения в практику рекомендуемых мер.

В этом смысле справедливо высказывание И. И. Карпеца: «Криминология учит правильно читать уголовную статистику, на ее основе делать практические выводы: где принять меры экономического характера, где усилить воспитательную работу, а где в отношении каких видов преступности активизировать правоохранительную систему, где с большей силой использовать меры уголовного наказания» [3] .

Можно предположить, что востребованность криминологии при анализе практически всех современных явлений и процессов, так или иначе связанных с противоправными проявлениями, будет только возрастать, поскольку общественные отношения во всем мире подвергаются все более активной криминализации. По нашему мнению, любые препятствия на пути противодействия ей могут быть преодолены с помощью криминологических знаний, поскольку выдвигаемые идеи и теории непосредственно предназначены для решения конкретных проблем борьбы с преступностью. Поэтому результаты криминологических исследований не только важны, но и обязательно должны использоваться в качестве обоснования развития уголовной политики, принятия управленческих решений, влияющих на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, криминологические знания необходимы при управлении социальными процессами, в законотворческой и правоприменительной деятельности. В этом проявляется социальная эффективность криминологии как науки.

Высказанные положения позволяют считать наиболее приемлемым следующее понятие криминологии как науки.

Криминология — это социальная, общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность, особенности и формы проявлений преступности, причины и закономерности ее возникновения, трансформации и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на личность виновного, причины и условия преступности в целях ее предупреждения с позиций права, функционирующего в государстве.

Исходя из представленной дефиниции, в предмет криминологии входит прежде всего преступность как негативное, социально обусловленное, исторически изменчивое, относительно массовое явление. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений как фактов социальной действительности, подчиняющихся определенным закономерностям, имеющим фиксированные качественно-количественные характеристики.

Криминология также изучает причины (социальные явления, которые непосредственно порождают, стимулируют и воспроизводят преступность) и ее условия (явления и процессы, которые, сопутствуя причинам, обеспечивают их действие). Однако криминологов интересуют и другие виды детерминации, такие как корреляция, системно-структурная связь и т.д.

В предмет криминологии включена личность преступника, т.е. лицо, которому присущи та или иная степень антиобщественной направленности или отдельные антисоциальные черты, совершившее преступление.

Криминология изучает также предупреждение преступности — деятельность государства и общества, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель противодействия преступности на основе выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Кроме перечисленных элементов, к предмету криминологии относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества; организацию и проведение криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью; различные «фоновые» явления преступности: алкоголизм, наркоманию, проституцию, детскую безнадзорность.

Предмет криминологии, как он представляется в работах криминологов, сформулирован достаточно полно, что позволяет отдельным авторам утверждать, что он многими годами не меняется и не конкретизируется 1 . Это не совсем так. В последние годы в целях более полного уяснения механизма преступного поведения исследователями высказывается точка зрения о необходимости изучения с криминологических позиций социальных основ административных правонарушений [4] [5] . Однако попытки осуществить такие исследования сводились к доказыванию прямой или косвенной связи административных правонарушений с преступностью и к сопоставлению пограничных составов административных правонарушений и преступлений, различия которых заключаются либо в степени общественной опасности, либо в вытекающих криминальных последствиях. С позиций классической теории криминологии, такое слияние криминологии и административной деликтологии влечет размывание предмета рассматриваемой науки.

В связи с этим справедливо высказывание Ю. М. Антоняна о том, что если «понимание криминологии не меняется в течение уже многих лет, то в этом вряд ли можно видеть что-то отрицательное или нечто, что ее как-то компрометирует. Напротив, такое единообразие говорит о ее стабильности» [6] .

Исходя из представленной природы криминологии, можно определить систему этой науки, под которой понимают определенную последовательность расположения исследуемых проблемных блоков, которые должны иметь логически упорядоченный характер, находиться в прямой зависимости от предмета и отражать его структуру.

Традиционно систему криминологии представляют двумя разделами: Общая часть и Особенная.

Общая часть включает рассмотрение предмета и метода науки, ее места в системе других наук, преступности, ее причин и условий, личности преступника, ее структуры, механизма преступного поведения, типологии личности преступника, понятия, видов, основных направлений предупреждения преступности, организации и проведения криминологических исследований, прогнозирования преступности и планирования мер профилактики правонарушений.

В Особенной части излагаются криминологические характеристики и особенности предупреждения отдельных видов и групп преступлений: насильственных, корыстных, экономических, неосторожных, бытовых, рецидивных, профессиональных, организованных, вооруженных, несовершеннолетних, женщин, военнослужащих, в местах лишения свободы, экологических и др., а также таких негативных социальных явлений, как алкоголизм, наркомания, бездомность, проституция.

Существует другое мнение по этому поводу, согласно которому криминология состоит из трех частей:

  • 1) криминографической — включающей предмет, методологию, функции, научную и практическую значимость, связь с другими науками, особенности проведения научных исследований;
  • 2) общетеоретической — описывающей содержание предмета криминологии;
  • 3) специально-теоретической — наполняемой описаниями отдельных видов преступности.

Вместе с тем структурным элементом криминологии могут выступать и ее частные теории (теория причинности, теория личности преступника и т.д.).

Ссылка на основную публикацию
Человек который сваливает вину на других
Во всем виноваты другие Пятилетняя Алина опрокинула стакан с молоком. «Я не виновата!» — кричит она. Да, конечно, виноват ее...
Условия хранения оружия и боеприпасов дома
Условия хранения оружия и боеприпасов дома Правила хранения охотничьего оружия и боеприпасов в 2019 году — как получить разрешение на...
Условные земельные участки это
Единое землепользование: что это такое и для чего нужно? Единое землепользование – это термин для обозначения земельного участка с кадастровым...
Чем занимается директор компании
Профессия генеральный директор Генеральный директор — это глава любой коммерческой организации, будь то акционерное общество или производственное предприятие. Функции генерального...
Adblock detector