Участники досудебного урегулирования налоговых споров

Участники досудебного урегулирования налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров

Система налогообложения в РФ представляет собой цельный и четко отлаженный механизм, функционирование которого регулируется налоговым законодательством. Значимая часть последнего посвящена решению споров в налоговой сфере, непременно возникающих между налогоплательщиками и государством в лице налоговых структур. В последние годы порядок решения подобных конфликтов был не раз видоизменен, поэтому нередко вызывает вопросы у юридически неподкованных граждан. В сегодняшнем материале наш ресурс хотел бы детально освятить сущность, процедуру и особенности досудебного рассмотрения налоговых споров в России.

Суть и базовые принципы досудебного урегулирования налоговых споров

Досудебное решение налоговых споров в РФ — это любые процедуры, направленные на оперативное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения вне стен судебных органов. Если сравнивать досудебное разрешение споров с аналогичной процедурой, реализуемой через суд, вырисовывается целый список преимуществ первого варианта. Наиболее значимыми из них следует считать:

  • более простой и менее формализованный порядок рассмотрения споров;
  • меньшая длительность всех процедур, направленных на решение конфликта;
  • отсутствие необходимости уплаты госпошлин и подобных ей судебных издержек.

Источником права досудебного рассмотрения споров с налоговиками в РФ является Налоговый Кодекс, который четко ссылается на него в 19-й и 20-й главах. Согласно законодательно принятым нормам, любое лицо вправе прибегать к досудебному решению конфликтов в налоговой сфере при наличии факта нарушений его законных интересов, прав или свобод. При этом субъект спора может и не быть налогоплательщиком. Это значит то, что даже иностранец, не относящийся к системе налогообложения России, но имеющий основания полагать о нарушении своих прав со стороны налоговых структур нашей страны, имеет полное право обжаловать действия таковых в досудебном порядке. Удивительно, но подобного не запрещает ни один пункт Налогового Кодекса РФ.

На сегодняшний день предметом досудебного рассмотрения споров с налоговиками могут быть:

  • акты налоговых структур ненормативного характера (например, требование об уплате налогов или решение о принудительном взыскании таковых);
  • действия представителей ФНС, нарушающие права и свободы налогоплательщика;
  • их бездействие в плане реализации налоговой деятельности.

Как показывает юридическая практика, наиболее типичными причинами налоговых споров, решаемых в досудебном порядке, являются:

  • неправильный расчет налогов, подлежащих выплате, или нарушения в сроках их исчисления;
  • неправомерное вынесение требований об уплате обязательных сборов;
  • незаконное непредоставление вычетов за налоговый период;
  • факт решения по приостановлению банковских операций относительно счетов налогоплательщика;
  • отказы в возвратах уплаченных средств, подлежащих обратной выплате налогоплательщикам.

Практика досудебного разрешения конфликтов в сфере налогообложения на территории РФ начала применяться относительно недавно. Законодательно закрепив подобную возможность у налогоплательщиков, правительство в разы разгрузило судебные органы. Более того, в отделениях ФНС нашей страны были сформированы специальные аудиты по досудебному решению споров, которые рассматривают все жалобы и апелляции недовольных налогоплательщиков.

Виды досудебного решения налоговых споров

Досудебное рассмотрение налоговых споров регламентируется налоговым законодательством РФ. Как было отмечено ранее, базовым источником законодательных норм о рассматриваемом здесь явлении считается Налоговый Кодекс. Так как регулирование досудебного решения налоговых конфликтов прямо или косвенно осуществляется во многих статьях данного акта, делать упор на рассмотрение конкретных статей будет неправильно. При желании разобраться в досудебном порядке относительно решения подобных споров придется изучать весь кодекс целиком.

Обобщая положения Налогового кодекса РФ, следует отметить – в России реализуемы два основных вида решения налоговых споров вне стен суда. Оба они сводятся к тому, что недовольный налогоплательщик или его представители должны подать заявление в вышестоящие налоговые структуры, однако в зависимости от индивидуальных особенностей конкретно взятого случая реализация процедуры обжалования различна. В соответствии с действующими законами РФ, характер рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке может быть двух видов:

  1. Апелляционный, применяется относительно тех решений и действий налоговых органов, которые еще не вступили в законную силу. Для его реализации составляется и подается в вышестоящие налоговые органы апелляционная жалоба, предметом которой может являться исключительно невступивший в законную силу ненормативный акт, выданный налоговиками. Сроки для подачи апелляции ограничены. Если говорить точно, то прибегнуть к апелляционному досудебному порядку представляется возможным в течение не более одного месяца со дня вручения соответствующего акта недовольному налогоплательщику или его представителю. Стоит отметить, что восстановление данного срока законодательством РФ не предусмотрено, поэтому при его пропуске потребуется обжаловать уже вступившие в законную силу акты. С точки зрения всех юридических аспектов, подобный исход событий неблагоприятен именно для налогоплательщика, поэтому сроки возможной подачи апелляции лучше не пропускать, полностью реализуя законные права на апелляционное обжалование решений налоговых органов.
  2. Общий порядок обжалования, реализуемый при обжаловании вступивших в законную силу решений налоговиков. В этом случае для решения налогового спора в досудебном порядке также требуется составление и направление обращения (как правило, жалобы) в вышестоящие налоговые структуры. Однако следует отметить, что сроки для обжалования подобного рода больше и составляют целый год с того дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих законных интересов или должен был это сделать. Следует отметить, что при общем порядке сроки подачи соответствующих документов могут быть восстановлены. Для этого лицу пропустившему срок обжалования необходимо приложить к подаваемой жалобе заявление с просьбой восстановления сроков и указанием причины их просрочки (естественно, она должна быть уважительной, иначе восстанавливать никто и никому ничего не станет).

В какие госструктуры поддаются досудебные жалобы

Определив необходимость и возможность досудебного решения налоговых споров, первочередно важно определить – в какую госструктуру следует направить жалобу? В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, подача жалобы должна осуществляться исключительно в вышестоящий орган по отношению к тому, чье решение или действие, бездействие является предметом спора. На данный момент иерархия налоговых структур в России предусматривает следующее:

  • На местном уровне (любые Инспекции ФНС по районам, городам, межрайонным объединениям) вышестоящим органом является Управление ФНС России по субъекту проживания налогоплательщика, обращающегося с жалобой.
  • Для Управлений ФНС России по субъектам РФ, Межрегиональных инспекций по крупным налогоплательщикам и ценообразованию, вышестоящей структурой считается центральное отделение ФНС России.

Решаясь на оспаривание решения налоговой структуры, рассмотревшей досудебную жалобу, в уже судебном порядке, обращаться с иском следует в суды соответствующей юрисдикции. По отношению к Управлениям ФНС России по субъектам нашей страны и Межрегиональным инспекциям по крупным налогоплательщикам и ценообразованию такими судебными органами являются областные суды, а для центральной ФНС России – Верховный Суд РФ.

Стоит быть крайне внимательным при направлении искового заявления в суд. Подача иска не в ту инстанцию может привести к возврату искового заявления и пропуску срока на обжалование.

Правила составления и подачи жалобы

Жалобные, подаваемые в виде обычных и апелляционных жалоб при досудебном решении споров с ФНС, не имеют между собой существенных различий. В общем случае данные бумаги должны содержать:

  • ФИО и адрес жительства для физического лица или наименование и адрес размещения для юрлица (сведения о заявителе);
  • идентификационные данные об обжалуемом решении налоговых органов и указание неправомерных действий с их стороны;
  • название госструктуры, деятельность которой является предметом досудебного обжалования;
  • основания, определяющие факт нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящей жалобе и спровоцировавшие непосредственно спор;
  • желания и требования лица, подающего жалобу, по решению возникшего спора;
  • дата составления и подпись лица, чьи права были нарушены, или его официального представителя;
  • при наличии прилагаемых к жалобной бумаге документов, подтверждающих правоту заявителя в возникшем споре – перечень данных документов в отдельном пункте «Приложение».
Читайте также:  Как написать отказ от манту в школу

Скачать формы типовых жалоб на налоговиков для реализации права досудебного рассмотрения налоговых споров можно здесь: (ссылки)

Оформлять жалобу следует в письменном или печатном виде в двух экземплярах, один из которых подается в полномочные госструктуры, а другой остается у заявителя с отметкой о подаче жалобы. Главное в составлении жалоб – грамотность, последовательность повествования информации о споре и аккуратность. Не забывайте, что неразборчивый документ не будет рассмотрен ни одним госорганом и вернется отправителю. Исключить подобные риски желательно еще на этапе составления жалобы, конечно, если у заявителя имеется желание не потерять драгоценное время, нервы и силы и на без того неприятный спор.

Подача жалобы по досудебному решению налогового спора должна осуществляться либо лицом, чьи права были нарушены налоговыми структурами, либо его законным представителем. При реализации права мирного урегулирования налогового конфликта через представителя требуется приложить к жалобе соответствующий документ (копия доверенности, например).

Непосредственно передача жалобы полномочным госорганам может быть осуществлена и личным посещением таковых, и отправкой бумаги через почту или курьера. Главное, чтобы после подачи жалобного документа у заявителя остались подтверждающий этот факт бумаги (расписка от принявшего жалобу сотрудника ФНС, чек по отправке заказного письма и т. п.). При отсутствии таковых могут возникнуть проблемы в дальнейшем, например, в случае с необходимостью обращения в суд для обжалования решения налоговых структур.

Возможные итоги обжалования

По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:

  1. Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
  2. Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).

Отметим, что непосредственно факт подачи жалобы в досудебном порядке решения налоговых споров юридических последствий не несет. То есть, отмена или видоизменение неправомерных решений налоговых структур возможно только после вынесения вышестоящими органами соответствующего решения. Учитывая это, удивляться, например, взысканию «неправильных» налогов в период после подачи жалобы на уже вступивший в законную силу ненормативный акт налоговиков не стоит. Подобные действия с их стороны совершенно законны и обжаловаться в суде не могут.

Подводим итоги

Как видите, особых сложностей в досудебном рассмотрении налоговых споров на территории РФ не имеется. Главное в этой процедуре – грамотный подход и полное соблюдение законодательных норм. В общем случае досудебное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения реализуется в 5 несложных этапов:

  1. Анализ возникшей проблемы с определением дальнейшего вектора действий по решению спора.
  2. Составление жалобы, ее оформление и подача.
  3. Ожидание рассмотрения поданных бумаг.
  4. Получение вердикта по итогам решения налогового спора в досудебном порядке.
  5. Реализация решения вышестоящих чинов или же его обжалование в суде или других госструктурах.

Резюмируя рассмотрение темы сегодняшней статьи, можно констатировать – нет необходимости бояться досудебного урегулирования налоговых конфликтов, так как данная процедура четко регламентируется законодательством РФ. Более того, реализуя ее в соответствии с приведенной сегодня статьей, в успешности процедуры обжалования не следует сомневаться, конечно, при наличии реальных нарушений со стороны налоговиков. Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в разрешении налоговых споров!

О досудебном решении конфликтов с ФНС:

Досудебное урегулирование налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2018 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Основные сведения налоговых споров

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Функции соответствующим отделом

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок досудебного урегулирования

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Читайте также:  Инструкция по гис жкх для управляющих компаний

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2018 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Недостатки досудебного урегулирования

Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

канд. экон. наук, доц. Кубанского государственного технологического университета,

студент Кубанского государственного технологического университета

студент Кубанского государственного технологического университета

WAYS OF IMPROVEMENT OF PRE-JUDICIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES

Victoria Kalombo Mulamba

сandidate of Economics, associated professor Kuban State University of Technology

Elena Garkushina

student Kuban State University of Technology

Anastasia Pravilina

student Kuban State University of Technology

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие налогового спора, проведен анализ статистики разрешения налоговых споров в досудебном порядке, а также обоснована необходимость совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации и предложены пути их совершенствования.

ABSTRACT

In article the concept of a tax dispute is considered, the statistics of permission of tax disputes in a pre-judicial order is analysed, and also need of improvement of pre-judicial settlement of tax disputes in Russia is proved and ways of their improvement are offered.

Ключевые слова: Налоговые споры, налоговые органы, арбитражный суд, досудебное урегулирование, жалоба, налоговый контроль.

Keywords: Tax disputes, tax authorities, arbitration court, pre-judicial settlement, complaint, tax control.

Налоговый спор – это ситуация, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному решению. Чаще всего налоговые споры возникают в результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки [1, c. 26].

В основу налогового спора положены расхождения среди налогоплательщиков, налоговыми агентами, с одной стороны, государственными органами, и их должностными лицами — с другой. Разногласия, как известно, появляются согласно правильности и точности использования норм налогового права и разрешаются. познаются компетентным государственным органом.

Читайте также:  Пожаловаться на приставов в прокуратуру

Споры, где принимают участие фискально-обязанные лица считаются сложной категорией дел и наиболее распространенными спорами с участием организаций и ИП в лице физических лиц (предприятий, бизнесменов) [3, c. 145].

К трудности рассмотрения налоговых споров также можно причислить несовершенство и частоту изменениями законодательства о налогах и сборах, а кроме того и то, что еще не сложились образцы доказывания по определенным видам налоговых споров.

Проводя анализ сообщений и заявлений налогоплательщиков о трудностях, с которыми они встречаются в налоговых правоотношениях, обобщение итогов рассмотрения заявлений и жалоб налогоплательщиков, позволяют вовремя оповещать управляющий состав налоговых органов о возникновении проблем в системе применения законодательства о налогах и сборах, вырабатывать превентивные меры, направленные на сокращение случаев нарушения прав налогоплательщиков.

В таблице 1 отражены данные по числу поступивших жалоб (возражений) в ФНС России в период 2013-2015 гг.

Таблица 1.

Данные ФНС России по количеству поступивших жалоб за 2013-2015 гг.

Всего поступило жалоб и обращений

оставлено без рассмотрения

Как видно из таблицы 1, за период 2013-2015 гг. всего поступило жалоб и обращений – 2495, 2488 и 2301 соответственно.

Прослеживается снижающийся темп роста по всем показателям, за исключением числа претензий, оставленных без удовлетворения, – их количество возросло на 80 тыс. шт или 8,75 % по отношению 2015 г. к 2013г. Количество поступивших жалоб уменьшилось на 194 тыс. шт. или 7,22 % по отношению 2015г. к 2013г. Количество рассмотренных жалоб снизилось на 145 тыс. шт. или 6,08 % по отношению 2015 г. к 2013 г., что является последствием уменьшения общего количества поступивших жалоб.

Жалобы и обращения, которые были удовлетворены, уменьшились на 225 тыс. шт. по отношению 2015 г. к 2013 г. Так же, в процентном соотношении, в 2015 г. удовлетворено жалоб и обращений на 5,29 % меньше, чем в 2013г. Жалобы и обращения без удовлетворения возросли на 80 тыс. шт. или на 8,75 %.

В административных делах, рассматриваемых в арбитражными судами, значительную долю занимают налоговые споры. Прежде всего это связано с непостоянностью норм налогового законодательства, пребывающего в постоянном движении, а именно: частое внесении поправок в НК РФ, выпуск информационных писем Минфина и ФНС с разъяснениями, различные противоречия, возникающие в ходе практического применения норм налогового права субъектами налоговых правоотношений.

Как правило, отрицательная динамика показателей свидетельствует об улучшении производительности работы налоговых органов в направлении урегулирования налоговых споров, а снижение количества жалоб, оставленных без рассмотрения, в свою очередь указывает на повышение грамотности налогоплательщика.

С 01.01.2009 г. был установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиками и налоговыми органами. С этой целью в налоговых органах были созданы специальные отделения налогового аудита по урегулированию налоговых споров в досудебном порядке [2, c. 264].

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрена в главах 19, 20 НК РФ. Для того чтобы начать досудебное рассмотрение налогового спора, налогоплательщику следует направить в налоговый орган жалобу, предметом которой является оспаривание вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, в случае, если, согласно мнению этого налогоплательщика, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа не соблюдают его права.

В случае, если конфликт удается разрешить и стороны приходят к общему мнению, в таком случае можно установить, что спор разрешен. В случае, если же методы досудебного урегулирования не представляют результатов, то дело передается в судебный процесс и наступает судебное урегулирование, которое в обязательном порядке приводит к какому-то одному обязательному результату [4].

Данные о результатах рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за период с 2013 по 2015 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за период с 2013 по 2015 год.

Общая оспариваемая сумма

удовлетворено требований по заявлению налогоплательщиков

отказано в удовлетворении

Анализ результатов рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за промежуток с 2013 по 2015 год говорит о существенном повышении процента признания легальными и аргументированными решений налоговых органов в разрезе оспариваемых налогоплательщиками сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов.

Анализируя таблицу 2 можно заметить, что в 2013 г. совокупность удовлетворенных судом в пользу налогоплательщиков требований составила 45 %, при этом оспариваемая сумма была более 419 млрд. руб., а сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков составила около 187 млрд. руб.

В 2014 году налоговым органам удалось зафиксировать достигнутый результат — только лишь 33 % требований рассмотрены в пользу налогоплательщиков. Сумма оспариваемых налогоплательщиками требований составляла более 470 млрд. руб, а сумма удовлетворенных судом требований налогоплательщиков составила 155 млрд. руб.

Что же касается результатов 2015 г., то здесь по исковым заявлениям налогоплательщиков приняты решения в пользу последних лишь в 18 % (по сумме исковых требований). Показательно, что сумма оспариваемых требований составила около 448 млрд. руб, при 80 млрд. руб удовлетворенных судом требований.

Принимая во внимание перемены в судебной практике и учитывая работу налоговых органов по выявлению имеющихся и вновь появляющихся схем изъятия средств бюджета или безосновательного извлечения налоговой выгоды, показатели судебной работы 2013-2015 гг. стремительно улучшаются.

Также нужно отметить, что доля дел об оспаривании как нормативных, так и ненормативных правовых актов налоговых органов стремится вниз. Это никак не относится лишь к делам о взыскании неотъемлемых платежей и санкций. Но, суммы требований по обязательным платежам также обладают отрицательным характером.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить проблемы, возникающие при решении налоговых споров в досудебном порядке в России и предложить пути их решения для предпринимателей.

Т.к. вплоть до 2000 г. досудебным урегулированием налоговых споров занимались только юристы, то уже на данный период необходимо придать большое значение налоговым консультантам. В первую очередь, налоговые консультанты обладают профессиональными знаниями в области налогового законодательства, серьезную подготовку по вопросам всех видов права, в сфере экономики, наиболее компетентны в области процессов, затрагивающие осуществления мероприятий налогового контроля; выполнения налоговой проверки; порядка рассмотрения использованных материалов налоговой проверки.

Таким образом, вовлечение налоговых консультантов способно привести к внушительному модернизированную правоприменительной налоговой практики и квалифицированной защите интересов налогоплательщиков.

Ввиду существенного числа и неоднозначности норм налогового права на практике появляется большое число коллизий, неоднородных трактовок положений закона. При этом зачастую позиции налоговых органов не совпадают с судебным мнением, и налогоплательщики, никак не согласившись с тем или иным решением или действием налогового органа, обращаются за разрешением проблем в судебные инстанции.

Вполне здравым представляется заключение о том, что пробелы налогового законодательства возможно преодолеть посредством правотворческой деятельности компетентных государственных органов, которая должна базироваться на сформировавшиеся правоприменительной и арбитражной практике.

Ссылка на основную публикацию
Условия хранения оружия и боеприпасов дома
Условия хранения оружия и боеприпасов дома Правила хранения охотничьего оружия и боеприпасов в 2019 году — как получить разрешение на...
Техосмотр газового оборудования в квартире
Техосмотр газового оборудования в квартире Это значит, что у вас утечка газа ! **** Отсюда,сразу вспоминается старый советский фильм «Служили...
Течет балкон на последнем этаже что делать
Что делать если протекает балкон сверху Лоджия и балкон наиболее подвержены воздействию атмосферных неблагоприятных факторов. В основном это сильные дожди...
Условные земельные участки это
Единое землепользование: что это такое и для чего нужно? Единое землепользование – это термин для обозначения земельного участка с кадастровым...
Adblock detector