Указ президента 208 от 13 мая 2017

Указ президента 208 от 13 мая 2017

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативного-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;
б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;
в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;
г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению;

3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №18, ст. 2117).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"

Президентом РФ определены основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

Утверждена стратегия, направленная на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности подразумевает:

развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

устойчивое развитие национальной финансовой системы;

сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ, укрепление единства ее экономического пространства;

повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

обеспечение безопасности экономической деятельности;

развитие человеческого потенциала.

Реализация стратегии будет осуществляться в два этапа:

I этап (до 2019 года) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;

II этап (до 2030 года) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

Каждые шесть лет стратегия будет корректироваться с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования

Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 4489 раз

Библиографическое описание:

Шеховцова Ю. А., Зинаков Е. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13637/ (дата обращения: 06.11.2019).

Читайте также:  Сколько дают за нанесение тяжких телесных повреждений

Произведен краткий сравнительный анализ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года с государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации от 1996 года, а также с отдельными положениями Стратегии национальной безопасности США от 1999 года и 2015 года.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, военные угрозы, стратегия, контроль.

Одной из наиболее актуальных проблем развития экономики России является на сегодняшний день проблема ее экономической безопасности. О том, насколько актуальна эта проблема, можно судить по следующим данным (табл. 1).

Индикаторы экономической безопасности государства

Индикатор

Пороговое значение (по методикеВ.К.Сечагова [6, с. 36] / С.Ю.Глазьева [3, с. 164])

Фактическое значение (2015г.) [5]

Доля инвестиций в основной капитал, в % к ВВП

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

Уровень монетизации, М2 на конец года в % к ВВП

Отгруженная инновационная продукция, в % ко всей промышленной продукции

Как видно из таблицы 1, ряд индикаторов экономической безопасности нашей страны выходит за границы своих пороговых значений, а некоторые индикаторы (например, коэффициент фондов) превышают свое пороговое значение в 2 раза.

Значимым шагом на пути решения проблемы экономической безопасности России стало утверждение новой Стратегии экономической безопасности [1]. Необходимость разработки этого документа назрела уже давно, поскольку предыдущая Стратегия экономической безопасности страны [2], утвержденная еще в 1996 году, очевидно, перестала отвечать современным вызовам и угрозам.

Неоспоримое преимущество новой Стратегии состоит в том, что в ней впервые обращено внимание на военно-политические угрозы экономической безопасности страны: «усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера». В качестве адекватного ответа на эти вызовы и угрозы Стратегия допускает использование «комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации».

Надо сказать, что до недавнего времени военным угрозам экономической безопасности в нашей стране должного внимания не уделялось. И это несмотря на то, что в западном общественно-политическом дискурсе по проблемам экономической безопасности на протяжении десятилетий преобладала воинственная риторика.

Так, в Стратегии национальной безопасности США 1999 года говорилось: «Мы будем делать все возможное для защиты этих [жизненно важных] интересов, в том числе, когда это необходимо и уместно, использовать нашу военную мощь в одностороннем порядке и решительно» [7]. При этом к жизненно важным интересам США вышеупомянутая стратегия в числе прочего относила экономическое благосостояние американского общества, защиту энергетики, банковского дела и финансов. По словам профессора экономики Национального университета обороны США Дональда Лосмана, «это заявление свидетельствует о том, что Америка готова использовать военную силу для достижения экономических целей» [8]. Похожее утверждение было сделано и Стратегии национальной безопасности США 2015 года: «Соединенные Штаты будут применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке, когда этого потребуют наши непреходящие интересы: … когда в опасности окажется наша жизнь и благосостояние» [9].

Читайте также:  Справка об окончании 9 класса вместо аттестата

Итак, новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации предусматривает адекватные ответы на военно-политические вызовы и угрозы отечественной экономики. Помимо этого преимуществом данной Стратегии является то, что в ней впервые утверждается перечень индикаторов экономической безопасности, а также конкретизируется ответственность за ее выполнение. В частности, определяется орган государственной власти, обязанный разработать и впоследствии осуществлять меры по реализации Стратегии экономической безопасности (Правительство Российской Федерации), устанавливаются сроки разработки данных мер (3 месяца) и форма отчетности по итогам их осуществления (ежегодный доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению).

Вместе с тем есть отдельные направления, по которым вышеупомянутую Стратегию можно было бы усовершенствовать, например, перераспределить полномочия по осуществлению контроля ее реализации между органами государственной власти. В соответствии с утвержденной Стратегией указанные полномочия возложены на Правительство Российской Федерации, то есть на тот же самый орган, который отвечает ее выполнение. По сути, это означает не контроль, а самоконтроль. Представляется, что функцию контроля реализации Стратегии экономической безопасности целесообразно возложить на Счетную палату Российской Федерации, являющуюся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).

Еще одно актуальное направление, по которому можно было бы усовершенствовать вновь принятую Стратегию экономической безопасности, состоит в том, чтобы установить пороговые значения для предусмотренных этой Стратегией индикаторов. Дополнение перечня указанных индикаторов их пороговыми значениями повысит степень объективности оценки экономической безопасности государства, упростит процедуру контроля реализации Стратегии экономической безопасности, придаст конкретики этому документу.

Существует несколько способов определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Например, их можно установить:

– на среднемировом уровне;

– на уровне, достигнутом экономически развитыми странами;

– на уровне, обеспечивающем достижение некоторой цели.

Последний из перечисленных выше способов представляется нам наиболее предпочтительным. В качестве цели, достижению которой должно служить преодоление пороговых значений индикаторов экономической безопасности, считаем целесообразным принять создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть ту цель, на которую согласно Конституции Российской Федерации, должна быть направлена политика государства.

Вопрос о том, какие условия обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, так же, как и вопросы о сроках достижения этих условий, о количественно измеряемых признаках того, что они достигнуты, о пороговых значениях индикаторов экономической безопасности, преодоление которых обеспечит достижение вышеупомянутых условий, предлагается решить в два этапа.

Не первом этапе представляется целесообразным вынести указанные вопросы на обсуждение экспертного сообщества — специально созданной группы влиятельных политиков, экономистов, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Результатом экспертного обсуждения вышеназванных вопросов должны стать несколько альтернативных проектов программы реализации Стратегии экономической безопасности.

На втором этапе считаем необходимым вынести указанные проекты на всенародное обсуждение, по итогам которого принять один из них в качестве Программы реализации Стратегии экономической безопасности и приступить к ее выполнению.

Читайте также:  Как рассчитать будущую пенсию самостоятельно

Преимущества вышеизложенного подхода к обоснованию пороговых значений индикаторов экономической безопасности состоят следующем.

Во-первых, такой подход обеспечивает взаимную согласованность всех индикаторов экономической безопасности, преобразует их в стройную систему из хаотичного нагромождения показателей, улучшение одних из которых зачастую возможно только за счет ухудшения других.

Во-вторых, такой подход имеет ценный положительный побочный эффект — укрепление доверия общества к Стратегии экономической безопасности и мерам по ее реализации; доверия, без которого не обеспечить выполнение указанной Стратегии и без которого эта Стратегия рискует остаться на бумаге, как и большинство других документов стратегического планирования, принятых до нее. Повышение доверия общества к данному нормативно-правовому акту (в случае реализации предлагаемого подхода) будет обеспечено за счет вовлечения широких слоев населения в процесс принятия решений в области экономической безопасности. В самом деле, «доверие к закону укрепляется, если общество чувствует, что оно участвовало в работе над проектами законов или через своих представителей, или непосредственно» [4, с. 9].

Итак, подведем краткие итоги.

  1. Уровень экономической безопасности Российской Федерации является на сегодняшний день неприемлемо низким.
  2. Существенное значение в укреплении экономической безопасности России имеет утверждение в 2017 году новой Стратегии экономической безопасности.
  3. Преимущества данной Стратегии перед ранее действовавшей Стратегией экономической безопасности 1996 года: учет военных угроз экономической безопасности, наличие перечня индикаторов экономической безопасности, конкретизация ответственности за ее выполнение.
  4. Для повышения эффективности реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности функцию контроля за ее осуществлением следует возложить на Счетную палату Российской Федерации.
  5. Для повышения степени объективности оценки экономической безопасности государства, упрощения процедуры контроля реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности и придания конкретики этому документу необходимо дополнить установленные им индикаторы их пороговыми значениями.

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 6.01.2018).

2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/ (дата обращения: 6.01.2018).

3. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. — М.: Астра семь, 1997. — 187 с.

4. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2003. — № 9. — С. 4–17.

5. Российский статистический ежегодник. 2016: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2016. — 725 с.

6. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. — 2007. — № 6. — С. 36–37.

7. A National Security Strategy For a New Century. December 1999 // Военная политика США: российская перспектива / Институт США и Канады РАН, Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://www.usmilpol.ru/ (дата обращения: 6.01.2018).

8. Losman D. Economic Security A National Security Folly? // Policy Analysis. — 2001. — August.

Ссылка на основную публикацию
Техосмотр газового оборудования в квартире
Техосмотр газового оборудования в квартире Это значит, что у вас утечка газа ! **** Отсюда,сразу вспоминается старый советский фильм «Служили...
Статья 10 структура системы образования
Статья 10 Структура системы образования 1. Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования,...
Статья 120 трудового кодекса рф с комментариями
Статья 120 ТК РФ. Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков Новая редакция Ст. 120 ТК РФ Продолжительность ежегодных основного и дополнительных...
Течет балкон на последнем этаже что делать
Что делать если протекает балкон сверху Лоджия и балкон наиболее подвержены воздействию атмосферных неблагоприятных факторов. В основном это сильные дожди...
Adblock detector