Услуги по присмотру и уходу за детьми

Услуги по присмотру и уходу за детьми

Детские сады в жилых домах – это реально

Новый закон об образовании в РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций – в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования (п. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок). При этом формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (абз. 2 п. 13 Порядка).

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности – реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуется образовательная программа дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п. 13 Порядка).

Также в образовательной организации могут формироваться:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет. В таких группах реализуется комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (абз. 7 п. 13 Порядка).

Формы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми

Минобрнауки России в своем письме от 5 августа 2013 г. № 08-1049 дало рекомендации по организации различных форм присмотра и ухода за детьми. Выделяется четыре такие формы.

Самая распространенная – присмотр и уход за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых реализуется образовательная программа. По данным Минобрнауки России, в прошлом году присмотр и уход в такой форме получали 6,2 млн детей в 56,4 тыс. учреждений. Отметим, что министерство рекомендует создавать группы не только общеразвивающей, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.

2

Вторая форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье с получением дошкольного образования в группах кратковременного пребывания. По состоянию на январь прошлого года в таких группах насчитывалось около 270 тыс. детей дошкольного возраста (примерно 4,6% всех детей, получающих дошкольное образование). Группы кратковременного пребывания также имеют разную направленность. Существуют, например, группы адаптации для детей с шести месяцев до двух лет, в том числе для детей с родителями, группы развития, в которых получение дошкольного образования строится на основе развивающих игр, группы "Особый ребенок" для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе.

3

Третья форма заключается в привлечении к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 году более 1000 индивидуальных предпринимателей оказывали услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, в частности в виде организации семейных клубов, детских центров, домашних детских садов.

4

В последнее время все популярнее становится четвертая форма предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми – семейные дошкольные группы. Они являются структурными подразделениями государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и создаются, как правило, на дому у воспитателей этих учреждений. В большинстве случаев воспитателями семейных дошкольных групп становятся многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Также воспитателями могут быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей, живущих по соседству. В прошлом году дошкольное образование в семейных группах получали 10,7 тыс. детей (0,2% от общей численности детей, получающих дошкольное образование).

Специфика семейных детских садов

Фото: oprf.ru

Борис Альтшулер, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан:

«Надомный труд привлекателен для огромного количества родителей маленьких детей, а работа воспитателем надомной группы детского сада – это и доход, и для многих очень содержательное творческое занятие».

В качестве одного из способов решения проблемы нехватки мест в детских садах представители власти и эксперты называют формирование дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда. К ним относятся, в частности, и указанные выше семейные дошкольные группы. Минобрнауки России в своем письме от 27 сентября 2012 г. № 08-406 дало рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений.

Министерство указывает, что основными преимуществами таких групп являются их небольшая наполняемость (пять-восемь детей) и близость к месту проживания детей. Отмечается также, что получение дошкольного образования в семье позволяет избежать проблем адаптации детей к дошкольному учреждению, предоставляя, в то же время, все условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста. Занятия с детьми проводят не только мамы-воспитатели, но и специалисты дошкольного учреждения, структурным подразделением которого является конкретный семейный детский сад, – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед и др. Кроме того, дети посещают мероприятия в основном здании соответствующей дошкольной организации.

К минусам организации семейных детских садов Минобрнауки России относит сложность оценки созданных в них условий, а также тот факт, что содержание ребенка в семейной дошкольной группе малой наполняемости в настоящее время обходится бюджету дороже, чем его содержание в муниципальном детском саду. Кроме того, отмечается, что необязательность педагогического образования мамы-воспитателя может создать трудности в организации и проведении занятий. Решается эта проблема путем широкого привлечения педагогов-специалистов дошкольных образовательных учреждений. Однако для организации квалифицированной деятельности мам-воспитателей, не имеющих педагогического образования, в условиях семейного детского сада необходимо проводить для них обучение (переподготовку).

СанПиН для дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях

25 февраля текущего года вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68, которым утвержден СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (далее СанПиН № 1).

Отметим, что санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций закреплены в СанПиН 2.4.1.3049-13 (далее – СанПиН № 2), действующем с 30 июля 2013 года. Однако в документе прямо указано, что содержащиеся в нем санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах или жилых домах (п. 1.3. СанПиН № 2).

По сути, оба документа имеет своей целью создание благоприятных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Поэтому некоторые закрепленные ими требования, в частности к организации питания детей, температурному режиму в помещениях, уровню освещенности, материалам внутренней отделки помещений, размерам детской мебели, практически идентичны. Подчеркнем, однако, что СанПиН № 2 содержит более широкий и конкретный перечень требований к зданиям, помещениям, оборудованию и их содержанию. Также в документе отдельно прописаны требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержатся в нем и требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций. СанПиН № 1 их не содержит по той простой причине, что в силу расположения дошкольных групп в жилых помещениях своих территорий у них может не быть вообще.

Помимо указанных различий, обусловленных, в частности, видом помещений, в которых размещаются дошкольные группы и дошкольные образовательные организации, эти документы содержат также ряд существенных различий, например в видах групп, на которые распространяются установленные правила и нормы, и возрасте принимаемых в них детей.

Таблица. Распространение требований документов на дошкольные группы

Вид группы СанПиН № 1 СанПиН №2
Группы, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования:

  • общеразвивающей направленности
  • компенсирующей направленности
  • комбинированной направленности
Распространяется
Группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется
Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется

В СанПиН № 2 указано, что в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет (п. 1.8.). СанПиН № 1 минимальный возраст принимаемых в дошкольные группы детей не определяет, а максимальный устанавливает на год больше – восемь лет (п. 1.5.). В то же время, например, в таблице, содержащей суммарные объемы блюд по приемам пищи, указаны показатели для детей в возрасте один-три года и три-восемь лет (п. 3.6.), а вот упоминания о детях младше одного года нет вообще.

Читайте также:  За какого ребенка дают машину

Пункт 1.6. СанПиН № 1 предусматривает, что дошкольные группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до пяти часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания). СанПиН № 2 предусматривает, помимо перечисленных, еще и режим круглосуточного пребывания детей в учреждении (п. 1.3.).

Обоими документами устанавливается, что количество детей в группах определяется, исходя из расчета площади не менее 2 кв. м в игровой комнате на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Однако СанПиН № 2 определяет еще и количество детей в группах раннего возраста (до трех лет) – на каждого такого ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади игровой комнаты.

На основании вышеуказанных положений можно выделить три самых существенных различия между СанПиН № 1 и СанПиН № 2:

  • первый распространяется на дошкольные группы, размещенные исключительно в жилых помещениях. Отметим, что для размещения детей в жилом доме необходимо, чтобы он соответствовал требованиям не только СанПиН № 1, но и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях;
  • СанПиН № 2 распространяется на группы, в которых осуществляется реализация образовательных программ дошкольного образования, а СанПиН № 1, помимо таких групп, еще и на группы по присмотру, уходу и развитию (в том числе семейные дошкольные группы);
  • максимальный возраст принимаемых в организации (группы) детей: в СанПиН № 1 – восемь лет, в СанПиН № 2 – семь.

Что касается минимального возраста принимаемых в группы детей, то отсутствие прямого указания на него в п. 1.5. СанПиН № 1 при упоминании в п. 3.6. детей в возрасте от года создает, на наш взгляд, неясность – с какого возраста детей можно отдавать в такие группы: только по достижении ими одного года, либо с двух месяцев (с момента, когда по закону об образовании может начинаться получение детьми дошкольного образования), либо вообще с рождения (в случае осуществления присмотра и ухода, а не реализации образовательной программы).

Борис Альтшулер, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан:

«Сама постановка вопроса «группа для грудничков» (от двух месяцев до года) мне кажется неточной. Таким малышам, по сути, нужна или мама, или индивидуальная няня, или, например, так, как это организовано в некоторых домах малютки Санкт-Петербурга: на группу из пяти малышей – три воспитателя, прикрепленных к группе и постоянно (на сменной основе) с детьми находящихся. Но это для круглосуточного сиротского учреждения. Если же речь идет об обычной ясельной группе полного дня, то важно, чтобы при одном надомном воспитателе число малышей до года было, полагаю, не более двух, а со старшими детьми этих совсем маленьких вообще не надо объединять, по-моему, поскольку в возрасте до года детский коллектив еще для развития не значим. Полагаю, что и сами мамы поостерегутся отдавать грудничков. Хотя, конечно, разные бывают ситуации».

Одной из главных преследуемых СанПиН № 1 целей, как нам кажется, является решение проблемы очередей в детские сады за счет создания дошкольных групп в жилых помещениях и увеличение количества таких учреждений, как семейные детские сады (семейные группы). По мнению заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Бориса Альтшулера, данный документ создает предпосылки для существенного увеличения последних, что позволит полностью разрешить проблему очередей в детские сады. Однако член ОП РФ подчеркивает: для того чтобы такие группы внедрились в массовом масштабе, Минобрнауки России необходимо разработать и утвердить подзаконные акты, детально регламентирующие деятельность детского сада по работе с «удаленными» его подразделениями – надомными дошкольными группами, в частности порядок финансирования, урегулирование надомного труда воспитателей, порядок организации дошкольного образования специалистами детского сада, вопросы доставки детей из групп в головной детский сад для проведения занятий, медосмотров и для участия в праздниках, допустимое количество надомных «филиалов» и числа детей в них. Также Борис Альтшулер отмечает необходимость разработки и внедрения программы подготовки будущих воспитателей надомных групп продолжительностью четыре-пять месяцев.

Нехватка мест в детских садах является действительно очень острой и обсуждаемой проблемой. СанПиН № 1 фактически разрешил спорный вопрос о том, можно ли размещать детские сады в жилых домах и если можно, то какие требования к ним предъявляются. Теперь, как нам представляется, логично будет регламентировать порядок функционирования таких учреждений и требования к их персоналу.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Инфографика:

Платные образовательные услуги: заключение и расторжение договора
С 1 сентября 2013 года вступили в силу новые правила оказания платных образовательных услуг. Что теперь понимается под ними, между кем может быть заключен договор, какие обязательные сведения он должен содержать и как его расторгнуть, узнайте из нашей инфографики.

ГОСТ Р 57597-2017 Услуги бытовые. Уход и присмотр за детьми. Общие требования

Текст ГОСТ Р 57597-2017 Услуги бытовые. Уход и присмотр за детьми. Общие требования

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

УХОД И ПРИСМОТР ЗА ДЕТЬМИ

ГОСТ Р 57597—2017

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ»), Исполнительной дирекцией Национальной программы продвижения лучших российских товаров и услуг для детей «ЛУЧШЕЕ — ДЕТЯМ», действующей на базе общества с ограниченной ответственностью «АМСКОРТ ИНТЕРНЭШНЛ» при поддержке Департамента торговли и услуг города Москвы

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2017 г. N9 861 -от

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об измене• ниях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случав пере-смотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя *Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 57597—2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги бытовые УХОД И ПРИСМОТР ЗА ДЕТЬМИ Общие требования

Household services. Nursing end care of children. General requirements

Дата введения — 2018—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам по уходу и лрисмотру за детьми, требования безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей услуг и сохранности их имущества.

Настоящий стандарт распространяется на услуги по уходу и присмотру за детьми в возрасте от одного месяца до трех лет, предоставляемые в домашних условиях физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе кадровыми агентствами.

Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды услуг по уходу и присмотру за детьми.

Положения настоящего стандарта могут применяться при сертификации услуг по уходу и присмотру за детьми.

Стандарт не распространяется на образовательные услуги, регулируемые законодательством об образовании, иуслуги по уходу иприсмотру за детьми, предоставляемые вдетских организациях любого типа.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробеэоласность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТРИСО/МЭК 50—2002 Безопасность детей и стандарты. Общие требования

ГОСТ Р 55320 Услуги населению. Услуги, предоставляемые на дому. Общие положения

ГОСТ Р 55595 Услуги населению. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства. Классификация и общие требования

Примечание — При пользовании нестоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию не 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию зтого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если эвменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию зтого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то зто положение рекомендуется применять безучета денного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей зту ссылку.

ГОСТ Р 57597—2017

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:

3.1 услуги по уходу за детьми: Бытовые услуги, связанные с уходом за детьми в домашних условиях и оказываемые в соответствии с возмездным договором.

1 Услуги организуются по образцу, задаваемому заказчиком, в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь ребенка.

Читайте также:  Оказание складских услуг хранение

2 Уход и присмотр включает полный уход за ребенком, включая кормление, гигиенические процедуры, переодевание ребенка, прогулки, игры, развивающие занятия с соблюдением режима дня. оказание первой помощи и т. д.

3 В соответствии с условиями договора услуги могут дополнительно включать уборку помещений, приготовление пищи для ребенка, покупку продуктов.

А Типовой договор на оказание услуг по уходу и присмотру за детьми оформляется в соответствии с ГОСТ Р 55595.

3.2 исполнитель услуг по уходу и присмотру за детьми (няня): Гражданин, действующий как самостоятельное лицо или как представитель юридического лица или индивидуального предпринимателя. втом числе кадрового агентства, заключивший договор сродителями или иным законным представителем ребенка и осуществляющий деятельность в домашних условиях в соответствии с возмездным договором.

3.3 закаэчикуслуг по уходу и присмотру за детьми: Родитель и (или) иной законный представитель ребенка, пользующийся услугами по уходу и присмотру всоответствии с заключенным возмездным договором.

безопасность: Концепция достижения оптимального баланса факторов, которые в максимально осуществимой мере могут уменьшить риск получения травм.

Примечание — Необходимо понимать, что маленькие дети не могут вдекавтно оценивать риск. Риск, обычно определяемый какдопустимый. следует учитывать при рассмотрении проблемы безопасности детей.

(ГОСТ Р ИСО/МЭК 50—2002. статья 2.1)

4 Классификация услуг по уходу и присмотру за детьми

4.1 Настоящий стандарт предусматривает классификацию услуг по уходу и присмотру за детьми в домашних условиях последующим признакам по:

— времени занятости исполнителя услуг;

— способу найма исполнителя услуг;

• месту оказания услуги.

4.2 Услуги по уходу и присмотру за детьми по времени занятости исполнителя услуг подразделяют на услуги:

— в течение полного рабочего дня;

• круглосуточные с проживанием:

— по срочному вызову.

4.3 Услуги по уходу и присмотру за детьми по специфике оказания подразделяют на услуги:

— оказываемые одному ребенку,

— оказываемые двум и болев детям (рекомендуемое количество детей не более пяти на одну няню);

• ограниченные сопровождением на прогулках детей.

4.4 Услуги по уходу и присмотру за детьми по способу найма исполнителя подразделяют на услуги снаймом:

• через кадровые агентства;

• по рекомендациям заказчиков:

ГОСТ Р 57597—2017

. через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее — сеть Интернет);

• через средства массовой информации (далее — СМИ);

• через биржу труда.

4.5 Услуги поуходу и присмотру за детьми лосрокуэаключения договора подразделяют науслуги:

• на неопределенный срок;

• на определенный срок с возможностью дальнейшей пролонгации договора.

4.6 Услуги по уходу и присмотру за детьми по месту оказания услуги подразделяют на услуги, оказываемые:

• на дому у заказчика;

• в поездках и других видах пассажирского транспорта:

• на объектах временного пребывания ребенка: в предприятиях питания, торговых центрах и т. п.

4.7 Дополнительные услуги по уходу и присмотру за детьми (по договоренности с заказчиками) могут включать:

• уборку детской комнаты, кухни, санитарно-гигиенических помещений:

• стирку и глажение белья и одежды для ребенка:

• приготовление завтраков, обедов для ребенка;

5 Общие требования к услугам по уходу и присмотру за детьми

5.1 Услуги по уходу и присмотру за детьми (услуги нянь) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и интересам заказчика, быть безопасными для жизни, здоровья ребенка, имущества заказчика.

5.2 Услуги должны предоставляться в соответствии с действующим законодательством [1]—<3]. ГОСТ Р 55320 и настоящим стандартом.

5.2.1 Услуги должны оказываться в соответствии с заключенным возмездным договором.

Примечание — Договор, заключенный с исполнителем услуг, являющимся физическим лицом, может быть нотариально заверен.

5.3 Особенностью оказания услуг няни является необходимость учета физиологических особенностей ребенка.

5.4 Обязательными условиями при оказании услуг по уходу и присмотру за детьми являются:

• наличие у исполнителя услуг документов: паспорта, медицинской книжки:

• отсутствие у исполнителя услуг судимости;

• взаимная совместимость няни с ребенком и заказчиком услуг:

• наличие у исполнителя услуг опыта работы с детьми не менее трех лет;

• отсутствие языкового барьера с заказчиком, если иное не оговорено в договоре.

1 Наличие рекомендаций у исполнителя услуг является дополнительным условием при выборе исполнителя.

2 Если диалект, фонетические особенности, внешний вид и манера поведения и речи няни как потенциального исполнителя услуг, не соответствуют принятым в семье ребенка, заказчик вправе отказать в заключении договора.

5.5 Исполнитель услуг (няня) может иметь подготовку пообразоеательным программам среднего профессионального образования. При работе с ребенком до одного года исполнитель услуг должен в обязательном порядке иметь медицинскую подготовку.

5.6 Исполнитель услуг должен владеть правилами ухода за детьми до трех лет. знать санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, правила санитарии и гигиены.

5.7 Исполнитель услуг должен:

• владеть навыками оказания первой помощи в установленном законодательством порядке [4):

• ухаживать за детьми;

— выполнять уборку мест в помещении после игр. приема пищи, гигиенических процедур:

• проводить дезинфекцию предметов (игрушки, соски, столовые приборы ит. л.)спериодичностью не реже два-три раза в неделю.

ГОСТ Р 57597—2017

5.8 К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе в качестве няни, относят:

• заболевания центральной нервной системы;

• социально опасные заболевания (гепатит. ВИЧ. СПИД, туберкулез и другие хронические инфекции);

. судороги и потери сознания;

— вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;

• нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;

• вредные привычки (пристрастия калкоголю. табаку и наркотическим препаратам).

5.9 Обязанности исполнителя услуг

5.9.1 Исполнитель услуг обязан:

• осуществлять присмотр и уход за ребенком, обеспечивая его безопасность:

• нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей), сохранность материального имущества на период рабочего времени; за качество и своевременное выполнение порученной работы в соответствии с договором;

— соблюдать правила гигиены и гигиенические требования к помещениям;

• соблюдать режим дня. согласованный с заказчиком, быть пунктуальным;

• проводить закрепление бытовых навыков с ребенком в игровой форме, учитывая индивидуальные особенности, в домашних условиях и на прогулках (подвижные игры, чтение книжек, рисование, пение, слушание музыки, танцы и т. д.);

— гулять с ребенком только в оговоренных с заказчиком местах и по согласованным маршрутам прогулок;

— сопровождать ребенка на развивающие занятия в детские организации;

• кормить ребенка по заранее согласованному графику и меню, в том числе приготавливать несложные блюда, содержать в чистоте детскую посуду;

— следить за одеждой ребенка и при необходимости его переодевать;

— развивать навыки самообслуживания у ребенка, в том числе обучать навыкам личной гигиены (учить мыть руки. лицо, чистить зубы, приучать кгоршку);

• заниматься с ребенком гимнастикой и закаливанием;

— оказывать ребенку первую помощь при необходимости;

— своевременно проходить медицинские освидетельствования не менее одного раза в год и предоставлять результаты обследований (медицинскую книжку) заказчику;

— информировать заказчика обо всех несчастных случаях, произошедших с ребенком (ушибы, падения, отравления и т. д.), а также безотлагательно принимать меры по оказанию первой помощи и при необходимости вызывать врача;

• проявлять терпение, последовательность, твердость и уверенность в общении с ребенком;

— аккуратно пользоваться электроприборами и домашней бытовой техникой.

5.9.2 Исполнитель обязан, если это установлено договором:

• готовить основную пищу для ребенка;

— осуществлять уборку детской комнаты, следить за чистотой детских игрушек, периодически обрабатывая их:

— стирать и гладить детское белье и одежду.

5.10 Обязанности и права заказчика

5.10.1 Заказчик обязан:

— организовать труд исполнителя услуг, создавать условия для безопасного труда, проинструктировать о правилах эксплуатации электроприборов и домашней бытовой техники;

• обеспечить сохранность персональных данных исполнителя услуг;

— соблюдать режим рабочего времени и времени отдыха исполнителя услуг, его интересы и права, установленные трудовым законодательством;

— предупреждать исполнителя услуг заранее обо всех иэмененияхв режиме и расписании работы;

• предоставлять исполнителю услуг помещение при проживании исполнителя в доме заказчика.

5.10.2 Заказчик имеет право:

• требовать от исполнителя услуг выполнения обязанностей, определенных договором, бережного отношения к имуществу заказчика;

ГОСТ Р 57597—2017

• взыскивать с исполнителя причиненный материальный ущерб в порядке, предусмотренном действующим законодательством, соблюдать иные права заказчика, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении исполнителя услуг;

• устанавливать видео-, аудиоаппаратуру для отслеживания действий исполнителя услуг;

• расторгнуть договор в одностороннем порядке, если заказчика не устраивает подход к ребенку. а услуги исполнителя могут нанести вред здоровью и психическому состоянию ребенка.

5.11 Исполнителю услуг при выполнении своих обязанностей рекомендуется учитывать положения ГОСТ Р 55595 в части ведения домашнего хозяйства.

6 Требования безопасности

6.1 При выполнении услуг по уходу и присмотру за детьми в домашних условиях должна быть обеспечена безопасность жизни и здоровья ребенка, гигиеническая, инфекционная безопасность, сохранность имущества согласно ГОСТ Р 12.1.004. ГОСТ Р 12.1.019.

6.2 Исполнитель услуг при поступлении на работу должен проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Минздравом России. Результаты медицинских освидетельствований должны фиксироваться в медицинских книжках согласно (5).

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. На 1025

[2] Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1

[3] Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

[4] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

[5] Приказ Федеральной службы по надзору

а сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N9 402

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации

О защите прав потребителей

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Об основах охраны здоровья граждан а Российской Федерации

О личной медицинской книжке и санитарном паспорте

ГОСТ Р 57597—2017

УДК658.383:006.354 ОКС 03.080.30 Т58

Ключевые слова: услуги по уходу и присмотру за детьми, договор, заказчик, исполнитель услуг, обязан» ности. безопасность

Читайте также:  Как вести путевые листы в организации

Редактор £.А. Лешина Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор U.С. Кабашоаа Компьютерная верстка И.А НапеОконой

Сдано а набор 15.08.2017. Подписано а печать 17.08.2017. Формат 80 > 84^. Г арии тура Ариел. Уел. печ. л. 0.93. Уч.-иад. п. 0,74. Тираж 22 экэ. Зак. 1478.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИМФОРМ». 123001 Москва, Гранатный пер.. 4.

Вопросы и ответы


Что делать, если родители ребёнка нарушают договор, несвоевременно оплачивая услуги детского сада?

Можно ли по закону об образовании отчислить ребёнка из ДОУ из-за того, что родители вносят оплату не вовремя?

Ответ: нет, нельзя. Отчисления ребёнка из ДОУ по причине просрочки его родителями оплаты за присмотр и уход по закону об образовании не предусмотрено.

Существует перечень оснований, по которым можно «разорвать» образовательные отношения. Они представлены в ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ . Среди них нет такого пункта, как «Несоблюдение родителями ребёнка, принятого на обучение по образовательным программам дошкольного образования, договора об образовании».

Можно ли применить ч. 4 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ (расторжение в одностороннем порядке договора об оказании платных образовательных услуг в случае просрочки оплаты их стоимости)?

Ответ: нет, нельзя. Договор между законными представителями ребёнка (родителями) и дошкольной образовательной организацией не является договором об оказании платных образовательных услуг.

Как быть, если просрочка оплаты сулит убытки образовательной организации и её учредителю?

Убытки подлежат возмещению по правилам гражданского законодательства. Поэтому, если родители добровольно не соглашаются возместить ущерб, дошкольная организация может смело обращаться в суд.

Имеет ли право ДОУ не допустить до занятий ребёнка, родители которого вовремя не внесли плату за услуги по присмотру и уходу?

Не допускать к занятиям ребёнка по причине того, что его родители не оплатили услугу по присмотру и уходу, нельзя!

Эта услуга формально не является частью образовательной программы. Разделить услугу по присмотру и уходу и образовательную услугу можно только в том случае, если в дошкольной образовательной организации созданы отдельные группы детей без реализации образовательной программы дошкольного образования ( п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся — это административное правонарушение ( ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Надо помнить, что дошкольная образовательная организация должна взыскать с родителей (законных представителей) воспитанников задолженность по оплате за присмотр и уход за ребёнком (в том числе, через суд). Руководитель дошкольной образовательной организации несёт ответственность за принятие таких мер, отсутствие его реакции может повлечь за собой дисциплинарную ответственность. (Источник: http://www.up-obr.ru/doshkol_noe_obrazovanie/zakonodatel_stvo/)

Как финансируются услуги по присмотру и уходу в детском саду?

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) устанавливает новые принципы финансирования деятельности дошкольных организаций . Впервые вводится четкое разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу . Разделение закрепляется полномочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления: к основным гарантиям относятся общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Присмотр и уход осуществляются за счет родительской платы.

Согласно п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ «присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».

Финансовое обеспечение услуг по присмотру и уходу лишь частично возложено на органы власти, которые несут ответственность в части компенсации родительской платы и освобождения льготных категорий. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ. В этих целях введено регулирование среднего размера родительской платы. Так, в ст. 65 подчеркивается, что средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях определяется органами государственной власти субъекта РФ.

Согласно нормам этой же статьи учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату за присмотр и уход за ребенком, а также ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Согласно ч. 3 ст. 63 Закона № 273-ФЗ за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом размер компенсации должен составлять не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго и не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.(Источник: http://www.resobr.ru/article/44042-kak-finansiruyutsya-uslugi-po-prismotru-i-uhodu-v-detskom-sadu)

Родительская плата в ДОУ: направления расходования

Оплата товаров, услуг для сторонних организаций

Может ли образовательное учреждение средства родительской платы в ДОУ направлять на оплату товаров, услуг не для самого ДОУ? Нет, не может. Возможна оплата только потребностей исключительно самого дошкольного образовательного учреждения.

Государственные гарантии бесплатного ДО и родительская плата в ДОУ за содержание детей

Противоречия в этих понятиях нет. Существуют две основные услуги ДОУ: дошкольное образование, реализация образовательных программ и услуга по присмотру и уходу. Вот реализация образовательных программ, образовательный процесс абсолютно бесплатны, полностью финансируются государством в рамках стандарта. А за присмотр и уход часть платы родители могут возмещать, в зависимости от региона и муниципалитета: есть у них достаточно средств, они могут вообще бесплатно для родителей осуществлять присмотр и уход детей в дошкольных учреждениях, или вводить дополнительные льготы, освобождать от платы конкретные льготные категории родителей.

Часть родительской платы в ДОУ, остающаяся для расходования самой организацией

В распоряжении организации остаются все средства, полученные как родительская плата в ДОУ. Ведь детский сад получает таким образом только часть необходимых ему расходов на оказание услуги по присмотру и уходу. На остальную часть организацию финансируют, и все средства, которые получило ДОУ из этих источников, остаются в распоряжении образовательного учреждения.

Могут ли производиться из этих средств стимулирующие выплаты работникам, работающим в старшем звене? — Нет, Минобразованием родительскую плату в ДОУ за содержание детей вообще не рекомендуется направлять на заработную плату.

Приобретение рабочих тетрадей за счет родительской платы в ДОУ

Приобретение рабочих тетрадей для реализации образовательной программы производится за счет родителей или учреждения? Это не услуга по присмотру и уходу, и поэтому мы про финансирование за счет родительской платы в ДОУ не можем говорить. В составе затрат на реализацию образовательной программы должны входить затраты на учебно-наглядные пособия, методические и так далее. Такие тетради тоже могут быть отнесены сюда же.

Направление родительской платы в ДОУ на содержание имущества

Можно ли родительскую плату в ДОУ в размере 100 процентов направлять на содержание имущества? — Да, конечно, можно, но только не учебного оборудования.

Финансирование муниципалитетом затрат частного ДОУ

В частном ДОУ присмотр и уход должны полностью оплачивать родители. Рассмотрим вопрос, имеет ли право муниципалитет профинансировать услугу по присмотру и уходу в частном ДОУ. Нормативную база на федеральном уровне этот вопрос не решает. Решается этот вопрос на уровне субъекта РФ. Если субъект РФ имеет средства, то финансирует присмотр и уход за всеми детьми дошкольного возраста, вне зависимости от того, где они находятся, в каком дошкольном учреждении. Другой разговор, есть ли средства у субъекта РФ. Если регион дотационный, то он не имеет право устанавливать нормы финансирования выше федеральных.

Приобретение оборудования для медицинского кабинета за счет родительской платы в ДОУ

Возможно ли приобретение мебели, весов, ростомеров и другого оборудования для медицинского кабинета за счет родительской платы в ДОУ? Оказание медицинской помощи, работа медицинского кабинета не является образовательным процессом, и, следовательно, входит в услугу по присмотру и уходу. Именно для финансирования этой услуги и используется родительская плата. Можно привести пример другого решения: в ДОУ отказались вводить в штатное расписание медиков, их передали системе здравоохранения. То есть этот вопрос можно решить на межведомственном уровне, органы власти должны привлечь две службы — образования и здравоохранения — и разобраться, кто, в какой мере и за что несет ответственность, в том числе за оборудование медицинских кабинетов. То есть этот вопрос регулирует муниципальный учредитель.

Покупка детской мебели за счет средств родительской платы в ДОУ за присмотр и уход

Разъясним возможность использования средств, полученных от родителей на присмотр и уход, на покупку детской мебели для групп. Детская мебель для групп – это, скорее всего, игровая мебель, используемая для проведения учебного процесса. А если она используется для учебного процесса, то должна финансироваться не за счет родительской платы, а за счет средств на учебно-наглядные пособия.

Приобретение кухонного оборудования за счет средств родительской платы в ДОУ

«>

Ссылка на основную публикацию
Условия хранения оружия и боеприпасов дома
Условия хранения оружия и боеприпасов дома Правила хранения охотничьего оружия и боеприпасов в 2019 году — как получить разрешение на...
Техосмотр газового оборудования в квартире
Техосмотр газового оборудования в квартире Это значит, что у вас утечка газа ! **** Отсюда,сразу вспоминается старый советский фильм «Служили...
Течет балкон на последнем этаже что делать
Что делать если протекает балкон сверху Лоджия и балкон наиболее подвержены воздействию атмосферных неблагоприятных факторов. В основном это сильные дожди...
Условные земельные участки это
Единое землепользование: что это такое и для чего нужно? Единое землепользование – это термин для обозначения земельного участка с кадастровым...
Adblock detector